На главную   Содержание   Следующая
 
Александр Родченко.
Фотография - искусство. Черное и белое
 
 
  
 


В декабре ему исполнилось бы 80 лет.
Человек разносторонне талантливый, оставивший след во многих, столь разных областях культуры, Александр Родченко внес в фотографию поистине неоценимый вклад. Разглядев в молодом искусстве еще не открытые, никем не разведанные возможности, он заложил основы современного фоторепортажа.
Как у каждого первопроходца, у него были неудачи. Его часто и порою резко критиковали. Как мы понимаем теперь, далеко не всегда справедливо.

Творчество Александра Родченко навсегда вошло в историю советской и мировой фотографии. И в этом - лучшее признание его таланта.
Мы предлагаем вниманию читателей некоторые из фоторабот и статьи, принадлежащие его перу. В первой из них замечательный фотомастер высказывает свои взгляды на искусство фотографии. Отрывок из 'Черного и белого' носит автобиографический характер.






ФОТОГРАФИЯ - ИСКУССТВО


Трудно не заметить, как мы стараемся открыть все возможности в фотографии. Как в замечательном вымысле, во сне, до поражающей действительности мы открываем все чудеса фотографии. Из подсобной и подражательной - то офорту, то живописи, то ковру - фотография, вырвавшись на собственную дорогу, вся расцветает и дышит присущими ей ароматами. Открываются невиданные возможности.
 
  
 
Многоплановость сложная, с тонким рисунком, побивающая фотомонтаж... С огромного крупного плана переходящая в тончайшую и мелкую сеть. Контрасты перспектив. Контрасты света. Контрасты форм. Ракурсы, невозможные ни в рисунке, ни в живописи. Ракурсы с утрированными сокращениями, с безжалостной фактурой материала. Совершенно новые, невиданные моменты движений людей, животных, машин и т. п. Моменты, которых не знали, а если знали, то не видели - вплоть до полета пуль. Композиции, по смелости превосходящие фантазию художника. Композиции, нагруженные формами, против которых Рубенс далеко остается позади. Композиции со сложнейшими узорами, где от голландцев и японцев ничего не остается.
А дальше идет создание несуществующих фотографических моментов путем монтажа под одну фотографию. Негатив вместо позитива дает совершенно новое ощущение для восприятия. Я не говорю о впечатывании одного снимка в другой (так называемый в кино наплыв), оптических искажениях, съемке отражений и т. д.
Фотографы выявили как мастера определенный вкус, стиль, манеру. Мастера упорно работают над своими темами и стилем. Фотография растет стремительно и завоевывает все отрасли.
Фотография растет и показывает свое право на такое же движение, как живопись. Но этого еще нет.
Фотография технически настолько проста и быстра, настолько необходима как прикладная к науке, жизни и технике, что ее еще как таковую, как очень доступную, не считают достойной пророка. Она, необходимая и доступная, лишена возможности признания в ней гениальных мастеров.
Необходимо поднять любовь к фотографии, чтобы фотографии коллекционировали (создавали фототеки, фотовыставки грандиозного масштаба).
Нужно создать Международную фотографическую выставку, а не эти, так называемые салоны.
Нужно выпускать фотогазеты, фотокниги.
Фотография имеет все права, и она заслужила, чтоб к ней отнеслись с достойным вниманием, как к искусству настоящего дня.


1934 г.


ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ
(Автобиография)


...Он пришел к фотографии. Черная 'лейка' с никелем и стеклом с любовью заработала в его руках.
Вот он покажет этот мир.
Мир привычный и обыденный - с новых точек.
Вот он покажет и людей, и стройку социализма более усиленно и возвышенно.
Вот он будет агитировать фотографией.
За все новое, молодое и оригинальное.
Но тут... полет кончился. На сцене опять дежурная лампа.
В зале пусто и темно.
Ни полета...
Ни аплодисментов...
Критика обрушилась со всей силой.
За формализм, за ракурсы и т. д.
Он стал опять одиноким ребенком.
Он стал вредным и опасным.
Ему подражают, но от него отказываются.
Друзья боятся даже к нему приходить.
И он решил уйти...
Со сцены фотографии,
разочарованный и усталый.

* * *

Ну, а разве не нужны стране социализма чревовещатели, фокусники, жонглеры? Ковры, фейерверки, планетарии, цветы, калейдоскопы?
Устало он готовился к выставке мастеров советского фотоискусства. Буквально не знал, что давать на выставку. Опять будут ругать и ругать. Несколько раз задумывался: стоит ли участвовать? Но потом решился. И вдруг успех!
Совершилось. Гром аплодисментов.
Он поднялся и полетел...
Опять открылись невероятные возможности творчества. Зал заполнен до отказа.
Черная пропасть - это все знакомые и близкие люди.
Они требуют: полетов!
Они требуют от мальчика экспериментов и фантастики. Всего того, о чем он только мечтал...


1939 г.


Александр Родченко. Фото из журнала "Советское фото", 1971.
В. Маяковский со Скотиком. 1926 г. Фото Александра Родченко.
Фото из журнала "Советское фото", 1971.


Журнал 'Советское фото', 1971, ? 12.































 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования